Главная » 2008 » Февраль » 7 » Почему России невыгодна либерализация визового режима в приграничной зоне?
18.23
Почему России невыгодна либерализация визового режима в приграничной зоне?
Предлагаемая Литвой замена виз на долгосрочные, многократные и дешёвые спецпропуска для жителей 30-километровой зоны по обе стороны границы несёт в себе больше минусов, чем плюсов. Такое заявление во вторник на встрече с местными общественниками сделал первый секретарь представительства МИД РФ в Калининграде Борис Шереметьев.


Актуальная тема

Целью встречи с дипломатом было обсуждение проблем приграничного сотрудничества. Львиная доля гуманитарных контактов приходится именно на общественников, имеющих партнёров в соседних государствах. С июня прошлого года Литва и Польша вступили в Шенгенскую визовую зону. Правила оформления виз усложнились. Исчезли прежде доступные многократные, долгосрочные и бесплатные визы в соседние страны. Собравшихся интересовало, как им работать в новых условиях.

Разговор зашёл и о перспективах – возможны ли визовые льготы для калининградцев? Эта тема сейчас актуальна, ведь Россия в настоящее время ведёт соответствующие консультации с Литвой и Польшей. Недавно завершился первый раунд. Возможно, к 2009 году совместными усилиями литовских и российских дипломатов будет подготовлен проект двустороннего соглашения, который урегулировал бы визовые сложности.

Рассказывая об этом, Борис Шереметьев представил своё профессиональное видение проблемы. Озвучиванием официальной позиции МИД РФ это считать нельзя, однако мнение столь опытного эксперта, разбирающегося в региональном аспекте российско-литовских отношений, безусловно, весьма ценно.

Причины скепсиса

Напомним, ещё в прошлом году Литва предложила России заменить для жителей приграничных территорий визы на спецпропуска. Суть задумки в том, что получить такой пропуск могут лишь те, кто живёт не далее 30 километров от границы. Эта эрзац-виза позволит её обладателю ездить на территорию соседней страны. Но также на «глубину» в 30 километров. Российские дипломаты предложили льготную зону расширить до 50 километров. Однако сделано это было, судя по темпам переговоров, не для того, чтобы добиться реального консенсуса, а, скорее, для поддержания диалога. Отечественный МИД вообще скептически относится к предложению литовских коллег.

А на чём именно строится такое отношение, стало ясно из выступления Бориса Шереметьева. По его оценке, эффект от замены виз на спецпропуска для жителей приграничных территорий окажется мизерным. Ощутят его на себе от силы 30 тысяч калининградцев. К установлению того упрощённого режима поездок, что был раньше, это не приведёт. Учитывая, что в приграничных районах люди в большинстве своём прежде жили (да и сейчас ещё многие пытаются) челночной торговлей, то введение спецпропусков подхлестнёт возрождение именно такой «серой» экономики – ведь «челноки» не платят налогов.

Присутствовавший на встрече глава комитета облдумы по международным делам Борис Баталин не исключил, что к «челнокам» добавятся ещё и гастарбайтеры-нелегалы. А незаконной трудовой миграции сопутствует и криминал. «Кроме того, если принять эту схему за основу и распространить её ещё и на отношения с Польшей, то жители Калининградской области будут разделены на три части. Одни смогут по пропускам спокойно ездить в литовское приграничье, вторые – в польское, а третьим придётся идти за визами. Причём последних - подавляющее большинство», - добавил Баталин.

Всё не то, чем кажется

Борис Шереметьев заметил, что замена виз на спецпропуска несёт с собой лишь кажущуюся либерализацию режима поездок. На деле всё вновь может обернуться усложнением. «Представьте, поехал человек по такому пропуску, да вместо тридцати километров «накрутил» пять лишних. И что? Его лишат пропуска, а заодно на несколько лет запретят въезд во все страны Шенгена? Правильно ли это? – дипломат озвучивал один вопрос за другим, а потом резюмировал. – В итоге выйдет, что люди, конечно, сначала обрадуются. А потом, когда поймут, станут жаловаться. Причём за помощью придут к нам».

Озвучил первый секретарь и ещё один негативный момент. Стандарты ЕС требуют, чтобы упрощённый приграничный обмен осуществлялся на местных двусторонних, а не международных погранпереходах. С Литвой у нас такой только один – КПП «Рамонишкяй-Пограничный». Причём находится он в весьма плачевном состоянии.

По мнению Шереметьева, акцент в переговорах с Литвой необходимо делать не на введении спецпропусков для «приграничников». «Нам нужно добиваться многократных национальных литовских виз», - выдвинул он свою идею. Это же, следует полагать, хорошо бы получить и от Польши. Напомним, когда соседние страны вступили в Шенген, они резко сократили количество выдаваемых ими калининградцам национальных виз. Сейчас их оформляют лишь в трёх случаях – для работы, учёбы или при крайней необходимости (например, смерть кого-либо из родственников).

И, наконец, последнее - имея спецпропуск с зоной действия хоть 30, хоть 50 километров, калининградец, следующий на Украину или в Белоруссию, не сможет транзитом проехать по литовской территории. Тут с гражданами «большой» России мы в неравных условиях, у них таких трудностей нет. От проблем способны избавить национальные литовские визы, которые выдавались бы, как и прежде, на льготных для калининградцев условиях. Но пойдёт ли на это Вильнюс, пока предлагающий лишь половинчатые способы решения калининградской визовой головоломки?

Вадим СМИРНОВ

Источник : Калининградская Правда
Категория: Новости дня | Просмотров: 1017 | Добавил: kaliningradinfo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar