17.34 Где нашлась Янтарная комната?. Уникальные изделия из солнечного камня - самый модный подарок среди богатых петербуржцев | ||
Знаменитая Янтарная комната в Екатерининском дворце Царского Села уже более 300 лет окутана загадками, тайнами и всевозможными слухами. Ученые и художники со скрипом признают: утрачена она во время Великой Отечественной войны безвозвратно. Но при этом поиски оригинала не прекращаются. "Известия" подключились к ним. И... нашли янтарную комнату. Шедевр сначала подарили России, а потом украли С того дня в 1699 году, когда скульптор-датчанин Шлютер по приказу прусского короля взял в руки теплый медовый самородок, чтоб отделать янтарными панелями кабинет монарха, будущий шедевр стал одним из самых загадочных и невезучих в истории. Когда работу закончил третий камнерез, умер заказчик - король Фридрих I. Его наследник, Фридрих Вильгельм I, засунул ненужные панели из янтаря подальше и не вспоминал о них несколько лет. А в 1717-м панно стали дипломатическим подарком российскому царю. В Петербург их везли на 18 телегах. Груз для Петра принял Александр Меншиков. К рукам "светлейшего", говорят историки, много чего прилипало, вот и в новоприбывшей комнате недосчитались деталей. А потому собрать ее не смогли. И более 20 лет шедевр пылился невостребованным. Потом выяснилось, что напраслину возводили на Алексан-Данилыча: прусский король нашел детали у себя. Позабыл их упаковать, посылая подарок Петру I, и теперь передал Елизавете Петровне. Но, чтобы чудо Янтарной комнаты было по-настоящему оценено, понадобились еще более четверти века и воля Екатерины Великой. Императрица повелела установить панно во дворце в Царском Селе. Великий Растрелли внес в них изменения. Нескольких деталей все же недоставало, и их дополнил мастер, выписанный из Пруссии. Он же стал хранителем комнаты. Так что свое настоящее рождение шедевр отметил в 1770 году. Но не зря он столько лет "вызревал": те, кто видел комнату, описали ее как "образец изобретательности, торжественной праздничности". А кончилась история Янтарной комнаты в 1941-м. Ее не смогли эвакуировать из Пушкина: хрупкие и постаревшие панно не пережили бы переезда. Тогда их укутали ватой и закрыли бумагой. Но вошедшие в Пушкин немцы нашли шедевр, демонтировали и вывезли в Германию. Комната оставалась в Кенигсберге (нынешнем Калининграде) и украшала замок до прихода туда Красной Армии. Дальше - главная тайна Янтарной комнаты. По первой и основной версии, отступая, фашисты прихватили ее с собой. Это-то и подталкивает исследователей к бесплодным розыскам шедевра в Германии. Но есть и другая версия, менее известная. Четыре года назад британские ученые опубликовали воспоминания хранителя Янтарной комнаты, из которых будто бы следует, что ее сожгли красноармейцы, занявшие Кенигсберг. Правды по-прежнему не знает никто. От этого загадка комнаты обрастает новыми легендами. Совсем недавно по Петербургу пронесся такой слух: ее надо искать... в поселке Вырица, в сотне километров от Царского Села. В загородной резиденции питерского олигарха. Екатерининский дворец-2 В 2003 году в мае возрожденная Янтарная комната была вновь открыта для посетителей. В тот год очередь за билетом надо было занимать в 6 утра. Какой гость северной столицы проедет мимо Царского Села? Но редко ступает нога туриста в Вырицу. А ведь там тоже есть "Екатерининский дворец"! Проскочить его, двигаясь по шоссе, невозможно: взгляд спотыкается об это гигантское бирюзово-белое барокко посреди сельского соцреализма. Налево пойдешь - продмаг и селяне с бутылками. Направо, чуть в глубине, за полянкой - роскошно-голубые стены, кокетливые белые завитки лепнины. - Ну, вы, может, не заметили, но в Пушкине на стенах Екатерининского - желтая краска, а у меня - настоящее золото, - небрежно бросает по телефону хозяин дворца - Сергей Васильевич Васильев. Он - очень авторитетный в Петербурге предприниматель. Ныне известен как владелец нефтеналивного терминала в морском порту Петербурга и еще некоторой серьезной собственности. Для себя и братьев он и построил в родной для них Вырице свой "Екатерининский дворец". - Ну, внутри-то, наверное, не так роскошно? - подначиваю я дворцевладельца. - Ну что вы, - снисходительно протягивает он, - самое роскошное как раз внутри! Но убедиться, что это так, Сергей Васильевич не разрешает. Говорит, у него и так много неприятностей. И правда: пару лет назад ему пришлось пережить покушение. Автоматчики изрешетили "Роллс-ройс" Васильева, а самого его спас от гибели только золотой корпус мобильного телефона, который он прижимал в тот момент к уху. И тогда поговаривали, что убить предпринимателя хотели вовсе не из-за нефтеналивного бизнеса. А ради завладения резиденцией в Вырице. Одни считают, что объекты сопоставимы по цене. Другие смеются: дворец-то дороже. Не исключено, что последние как раз правы. Потому что в этом дворце, по слухам, и спрятана Янтарная комната. Кто мог ее сотворить? В чем ошибка мастера? В 70-е годы прошлого века, когда похищенный шедевр решили создать заново, для этого была собрана группа художников-реставраторов. Сегодня это Царскосельская янтарная мастерская - единственная в мире, где умеют работать с янтарем так, как это делали в XVII-XVIII веках. Решение казалось дерзким. Ведь прежде чем приступить к созданию комнаты, надо было возродить "янтарную школу", которая была утрачена после революции. К концу XX века нигде в мире не оставалось специалистов, которые знали бы, как работать с капризным камнем. Первыми стали - Александр Крылов, Александр Журавлев, а позже присоединился Борис Игдалов. - По крупицам собирали материал, писали методики, - рассказывает директор мастерской Борис Игдалов. - Кое-какие наработки были у реставраторов в Калининграде. К возрождению школы пришлось подключить и несколько научных институтов. Кроме Горного, еще и такие, профиль которых, казалось бы, не имеет прямого отношения к янтарю. Химики, например, трудились над составом клея и красителей. - Янтарь не терпит химической обработки, поэтому все, что с ним соприкасается, должно быть натуральным, - объясняет Игдалов. Специалисты по деревообработке посвятили целый пласт научной работы деревянной основе для янтарных панно. И в результате превзошли предков, которые, как выяснилось, ошиблись, выбрав для нее дубовые панели. - Свойства дуба таковы, что он, как и янтарь, живет своей жизнью, - объясняет руководитель мастерской. - Холодно ему - принимает одну форму, жарко - другую. В итоге янтарь со временем отлетал, как щепка. Мы применили новые технологии, о которых старые мастера не могли знать. Правда, и нынешним умельцам пришлось заново "изобретать" вещи, которыми пользовались в XVII веке. - Нигде, например, нельзя было купить станок для обработки янтаря, - вспоминает Борис Игдалов. - Никто просто не знал, как их делать. И станки сначала собирали из "запчастей", потом стали заказывать по чертежам. Поэтому и говорить не надо, что техника уникальна. Наконец, после десяти с лишним лет подготовки реставраторы смогли подступиться к самим янтарным панно. Сначала создавали модели в пластилине и гипсе, располагая при этом скудной информацией об оригинале. - Одна из немногих фотографий, на которые мы могли ориентироваться, - Игдалов протягивает мне черно-белый снимок. - Это 17-й или 18-й год... По прошествии 20 лет трудов мастера смогли сами оценить, насколько точно им удалось приблизиться к оригиналу. В 97-м году в Германии нашлась часть интерьера Янтарной комнаты - одна из ее флорентийских мозаик. Сходство мозаики-"новодела" с нею поразило даже самих камнерезов. В мае 2003 года Янтарная комната в Царском Селе открылась вновь - началась ее "вторая жизнь". Высота стен - 7,8 метра, три стены отделаны янтарем, общая площадь которых - 86 кв. м. На это ушло 6 тонн янтаря, около 12 млн долларов. Неужели такое же сокровище спрятано в Вырице? Янтарь дышит у тебя в руках Скажу сразу: "вырицкий" шедевр, увы, точно не может быть найденным втайне оригиналом. Во-первых, тогда бы в Германии не находили отдельные части комнаты. Во-вторых, как я узнала в поселке, в 2003 году, когда в Царском Селе уже выстраивались многометровые очереди за билетами в Янтарную комнату, в Вырице еще не было "Екатерининского дворца" Васильевых. С его бирюзовых стен строители недавно сняли пленку. В Царскосельской мастерской моему вопросу, не делали ли они, часом, копию Янтарной комнаты для одного известного заказчика, очень удивились. - Пока что людей, которые хотели бы заказать себе "янтарную комнату", не находилось, - улыбка Бориса Игдалова с хитринкой. - Если придут - мы готовы. Опыт у нас есть, при определенных согласованиях... Оказывается, просто копировать Янтарную комнату нельзя. Можно лишь создавать реплики отдельных деталей. Такие заказы были, но крайне редко. А вот чтоб "вторая" комната... - Выполнять эту работу для нас неинтересно, - продолжает художник. - Это мы уже сделали! А есть еще много коллекций, которые утрачены навсегда. Берлинская и Кенигсбергская коллекции. Мастер уверен, что и желающих жить в янтарных интерьерах не найдется. - Это очень специфический камень, - уверяет он. - Даже простой янтарной шкатулкой, поверьте, вы не сможете пользоваться. Ее держать-то страшно, потому что она практически дышит у тебя в руках! Цена вопроса должна охладить даже очень обеспеченного человека. - Положите рядом янтарный самородок и такой же по размерам золотой слиток - цена примерно одинаковая, - говорит Игдалов. - Янтарь - один из самых дорогих материалов в мире. Чтобы ухаживать за янтарной комнатой, при ней должна быть примерно такая же мастерская, как наша. И все-таки я напрашиваюсь во дворец в Вырице. - Нельзя ли посмотреть комнату? - интересуюсь у Васильева, набравшись храбрости. - Н-нет, - чуть запнувшись, отвечает хозяин дворца. - Она... Она еще не совсем готова... Чем порадовать богатого человека Копия Янтарной комнаты - это апофеоз. А как еще в наши дни обустраивают свой быт люди, у которых есть тяга к прекрасному? В конце XIX века Карл Фаберже, который был не столько великим художником, сколько великим предпринимателем, возвел камнерезную пластику сначала в ранг моды, а потом поднял ее до уровня искусства. То, что делалось в мастерских Фаберже для богатейших домов России, нынче украшает музеи. Нечто подобное происходит и теперь: исполняя причудливые прихоти заказчиков, наши художники создают настоящие произведения искусства, которые пока могут быть скрыты за воротами особняков. Обеспеченные люди хотят видеть в своих домах нечто эксклюзивное. - Копируют, скорее, традиции, - объясняет петербургский скульптор Сергей Фалькин. Одна из них - дарить молодоженам свадебные кубки. Это подарок парный, на кубки можно даже нанести портреты молодых. Художник во второй раз такого же кубка не создаст. - Есть даже заказчики, которые ставят такое условие: изделие никогда не должно появиться ни в одном нашем каталоге, ни на одной выставке, - рассказывает Фалькин. - Поэтому некоторые свои работы я уже и сам никогда не увижу. Украшая свой быт, обеспеченные люди могут посоревноваться в оригинальности. - Один наш заказчик коллекционировал ягоды, - с улыбкой вспоминает Сергей. - Мы сделали практически все ягоды, какие существуют в природе. Пришлось штудировать ботанику... Другой любитель собирал изображения носорогов. И к художникам камнерезной мастерской обратился за очередным экземпляром. Один известный политик заказал мастерской Фалькина скульптуру домашней кошки. Другому потребовался любимый ротвейлер в камне. - Но это редкость, чтоб заказывали конкретную кошечку или собачку, - признает Сергей Фалькин. - Как правило, речь идет о подарках людям, у которых есть все, что нужно для жизни, и поэтому им надо преподнести нечто неповторимое. Недавно Фалькин создавал флакон для духов из горного хрусталя, который приобрело в качестве подарка руководство одного питерского банка. Возможно, эти янтарные кубки и флаконы в будущем назовут произведениями искусства. Ведь, вспомним, Янтарную комнату тоже сначала считали просто королевским подарком.
| ||
|
Всего комментариев: 0 | |