17.10 Интервью с министром культуры регионального правительства Михаилом Андреевым | |
Итоги уходящего года и перспективы на будущее по реализации культурных
проектов и инициатив - в беседе журналиста «Калининградской правды»
Ирины Климович с министром культуры регионального правительства
Михаилом АНДРЕЕВЫМ. -Михаил
Анатольевич, был ли, на ваш взгляд, завершающийся 2008-й в нашей
области особо «урожайным» на события в сфере искусства? Какие из них вы
бы отметили как наиболее значительные?
-Год был весьма насыщен событиями, и приятно, что большинство из них состоялось при активном участии, финансовом и организационном, регионального министерства культуры. Нам удалось сохранить высокий уровень качества, на котором проходят крупные ежегодные мероприятия, такие, как кинофестиваль «Балтийские дебюты», фестивали «Балтийские сезоны», «Бахослужение», «Русская музыка на Балтике», ярмарка народного творчества. К слову, в этом году в Янтарный, где она состоялась, по нашему приглашению приезжали коллективы из Северо-Западного региона и Центральной России. Кроме того, по инициативе губернатора области Георгия Бооса и регионального правительства большая презентационная деятельность экономического потенциала янтарного края, проходившая в Европе, сопровождалась Днями культуры с участием наших коллективов и солистов. Нельзя не отметить успех калининградских артистов на Фестивале русского искусства в Каннах во Франции. Они побывали также в Швеции, Польше, Литве, Израиле, Германии. Впервые столь много зарубежных зрителей имели возможность познакомиться с мастерством наших земляков – музыкантов, вокалистов, актеров, художников, фотографов, мастеров-янтарщиков. Это была и хорошая возможность поощрить путешествием за рубеж людей, которые давно этого заслуживают. В итоге «презентационных гастролей» в Европе появился спрос на наши коллективы, а на местах возросла здоровая конкуренция, позволившая поднять на новый уровень качество спектаклей и концертных программ. Благодаря действию программы развития культуры в нашем регионе были поддержаны народные инициативы, например, такие, как «Петропавловские встречи в Янтарном» и фестивали национальных культур, проводящиеся в муниципальных образованиях. Продолжалась работа по выпуску «Библиотеки правительства Калининградской области», книг местных авторов. Были осуществлены крупные музейные проекты – традиционная биеннале графики в Художественной галерее, Музейная ночь, выставки янтарных изделий в Калининграде, других городах России и за рубежом и многие другие. -Какие шаги в 2008-м были сделаны для поддержки подрастающей смены мастеров искусств? - Юные таланты всегда находятся в поле зрения губернатора и правительства области. В этом году удалось оказать финансовую поддержку достаточно большому количеству ребят – в форме грантов, премий, стипендий, единовременной помощи для участия их в фестивалях и конкурсах. Эти вопросы будут первостепенными и в 2009-м. -Этот год отличался масштабностью творческих задач. Удастся ли сохранить такую тенденцию и в следующем или экономический кризис не позволит? -Сейчас идет серьезная работа по ревизии всех наших расходов. Запланированы значительные средства, но не исключено, что какая-то часть из них может быть «заморожена» как резервная. Кризис, действительно, способен внести коррективы. -А «культурная экспансия» в зарубежье сохранится? -Планы и желание есть. Составляются программы, шьются новые костюмы. Ну а как будут развиваться события, увидим. Кроме того, у коллективов есть возможность найти финансовую поддержку, участвуя в международных проектах, например, приграничного сотрудничества. -Что будет с крупными «культурными стройками», такими, как концертный зал в Светлогорске, Музыкальный театр в Калининграде? -Инвестиционные проекты в сфере культуры меньше всего должны пострадать от кризисных явлений, поскольку они работают на будущее, и «застой» может оказаться губителен. Но, конечно, объем инвестиций будет зависеть от наполняемости бюджета. Причем на первом месте – решение социальных вопросов. Областные и федеральные средства в строительство концертного зала на побережье уже вложены в полном объеме. Работы ведутся активно, с полной уверенностью можно сказать – остановлены они не будут. Что касается Музыкального театра, тут ситуация другая. Со сложностями идет составление проектно-сметной документации. Надеюсь, что до конца года эта деятельность будет завершена, и мы узнаем, сколько необходимо денег для возведения здания. Однако не исключено, что строительство его будет начато не сразу, а через какое-то время: в кризисных условиях приступать к новой крупной стройке нецелесообразно. -Ранее озвучивались мнения о переводе областного театра кукол в другое здание. Сейчас идет реконструкция кирхи Королевы Луизы, в котором он размещается. Останется ли коллектив в старом доме или со временем все-таки переедет в новый? -Предложения о строительстве здания для театра рассматривались, но они не имеют экономического обоснования. В планах министерства культуры – продолжение ремонтно-реставрационных работ на бывшей кирхе. Кроме того, к 2014 году предусмотрено возведение отдельно стоящего сооружения, где разместятся вспомогательные помещения и вторая сцена. Ее, кстати, можно будет и сдавать в аренду коллегам и использовать для своих постановок. Это значительно укрепит финансовое положение коллектива в условиях «автономности». -В этом году произошла смена руководства в областном драматическом театре. Его художественным руководителем стал Евгений Марчелли, директором – Михаил Салес. Выпущены три спектакля. Вы видели новые постановки? Насколько удачными они оказались, на ваш взгляд? -Мне удалось посмотреть только один спектакль. Но, поскольку я довольно часто общаюсь с Евгением Марчелли, вижу движение вперед, уже есть организационные и творческие изменения. Это хорошо. Театр берет на себя ответственность за смену репертуара – и это правильно. В отношении самого творческого продукта: говорить о кардинальных переменах рано, слишком мало времени прошло. Театру сложно, и дело даже не в деньгах или грузе «репертуарного наследия», а в людях, которые должны реализовать творческие амбиции. Речь сейчас идет о том, как при сохранении большей части труппы подготовить артистический персонал к решению новых задач. -Что ждет «Тильзит-театр» без Евгения Марчелли? Насколько мне известно, на ремонт здания и коммуникаций из областной казны были выделены значительные суммы… -Проведены работы по подготовке проектно-сметной документации и техническая экспертиза. К сожалению, проектные организации слабы, когда дело касается театральных зданий. С некоторыми решениями, предлагаемыми в реконструкции «Тильзит-театра», я, например, совершенно не согласен. На мой взгляд, важно сохранить уникальные вещи – оригинальную механику сцены, ее форму, элементы архитектуры. Но еще раз повторюсь: поскольку ремонтные работы еще не начаты, в кризисной ситуации реализация их может быть отодвинута на неопределенный срок. Обсуждаются планы совместной деятельности «Тильзит-театра» с областной драмой, например, в качестве ее филиала. Говоря откровенно, сегодня выжить маленькому провинциальному театру невозможно. Лишиться же театра в Советске мы не можем себе позволить, поэтому ищем приемлемое решение. -Планируется ли в 2009-м реформирование учреждений культуры, сокращение штатов? -Оптимизировать работу нужно, ревизия, несомненно, будет. Но решать кадровые вопросы станем с учетом двух позиций – экономической целесообразности и принципа «не навреди». Ни волновать людей преждевременно, ни убаюкивать их мне бы не хотелось. -Одна из важных задач министерства культуры – сохранение исторического наследия. Какая работа была проведена в 2008-м на этом поприще? -Много было сделано по включению реставрационных работ на памятниках в программу развития культуры Калининградской области до 2014 года, а во взаимодействии с федеральными структурами – по разграничению объектов по видам собственности, постановке их на учет. Заработала государственная служба охраны памятников. В перспективе от этой деятельности мы ждем большого эффекта. -Как строится взаимодействие правительства области, в том числе министерства культуры, с общественными организациями? -Был изменен подход к получению государственной поддержки общественными организациями. Гранты выдаются исключительно на конкурсной основе. Предлагаемые проекты приобрели ярко выраженную социально-экономическую значимость, поскольку только такие имеют шанс на успех. Хотелось бы отметить ветеранские союзы, которые подготовили много мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, и национально-культурные организации, работающие в сфере развития толерантного общества. | |
|
Всего комментариев: 2 | |
| |